Всероссийская научно – практическая конференция по введению шахмат в общеобразовательную школу, в г. Обнинск, Калужской области, 13-15 июля 2015 года.
Уважаемые участники обсуждения темы: "Шахматы - Школе". Преподаватель МКОУ «СОШ № 11» города Миасса, Челябинской области – Сергей Гайнутдинов, с 13 – 15 июля 2015 года, участвовал в 3-ей Всероссийской научно – практической конференции «Решение шахматных задач – пропедевтика математики в начальной школе». Посмотрите, пожалуйста, мои фото в стиле репортажа, пройдя по ссылке →
Организатор конференции Учебно-методическое объединение «Духовное возрождение», г. Обнинск, руководитель Т.К. Фесенко. Хочу подчеркнуть, что Россия, стала мировым лидером в вопросах продвижения шахмат в начальную школу. Важно, что у России - этот приоритет есть. И этому приоритету Россия должна быть благодарна двум энтузиастам: директору УМО "Духовное возрождение" Т.К.Фесенко и старшему научному сотруднику «Института стратегии развития образования Российской академии образования» - И.Г. Сухину. Тамара Константиновна Фесенко, бескорыстно радеет за Россию и плодотворно работает. Особенно важно, что она автор научно-практического обоснования проекта - концепции «Учебная дисциплина «Шахматы» в начальной школе».
С приветственным словом к участникам конференции обратились:
исполнительный директор «Федерации шахмат» г. Обнинска - Игорь Анатольевич Сокрустов;
руководитель Управления общего образования Администрации г. Обнинска – Т.В. Волнистова;
кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник «Института стратегии развития образования», почетный работник общего образования, автор Федерального курса для начальной школы «Шахматы –Школе» - И.Г. Сухин.
После церемонии открытия и пленарного заседания началась напряженная работа. Приняли участие представители регионов: Челябинской, Кемеровской, Нижегородской, Калужской областей; городов - Москвы, Обнинска, Волгограда и Миасса. На конференции прозвучало 22 доклада. Очень интересными были доклады: Т.К. Фесенко, И.Г. Сухина, М.А. Яхтенфельда, С.А. Гайнутдинова, Е.А. Точилина, Э.Л. Дубова, А. Кручина, В.К. Зарецкого, С.Г. Коноваловой, Н.Е. Луценко, П.С. Разуваева, М.В. Волковой, Р.И. Колотушкина, Е.Н. Кулебякиной
Докладчиками были рассмотрены следующие вопросы:
современное состояние математического образования в России. Пути выхода из тупика;
пропедевтика математики в общеобразовательной школе на основе решения шахматных задач;
решение шахматных задач как здоровьесберегающая технология в общеобразовательной школе.
В рамках конференции состоялся мастер-классы И.Г. Сухина по методике проведения уроков курса «Шахматы — школе». Мой доклад был представлен на суд слушателей во второй день работы. Тема доклада: «НАУЧНЫЙ ПОДХОД ПРОФЕССОРА И.Г. СУХИНА – АВТОРА ФЕДЕРАЛЬНОГО КУРСА «ШАХМАТЫ-ШКОЛЕ». Представлен научный подход И.Г. Сухина в преподавании шахмат для развития ребенка, а также результаты моей опытно-экспериментальной работы по развитию способности действовать «в уме». Интересно, что ученые из Москвы и Обнинска поддерживают тесную связь со специалистом из Миасса.
На конференции получил очень сильный заряд, познакомился с очень интересными людьми, с которыми обмениваемся впечатлениями, т.е. обсуждение, начатое на конференции, продолжается. Все участники выступили со своими докладами, в которых был обобщен собственный опыт и представлен на суд зрителей.
Такие конференции очень необходимы, здесь предоставляется возможность высказать свое мнение, а также обогащаешься опытом товарищей по цеху, возможность опубликовать тезисы своих докладов в сборнике материалов конференции.
Культурная программа конференции рассчитана на 2 дня и включала в себя посещение достопримечательностей Калужской области:
Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря в городе Малоярославце, фото тут →
С 13 по 19 июля в г. Обнинске проходил XII Международный шахматный фестиваль «Обнинск—первый Наукоград России»
Особую благодарность выражаю всем, кто принимал участие в организации конференции: Т.К. Фесенко, М. Фесенко, И.Г. Сухину и всему коллективу издательства. Все прошло очень четко. Дни пролетали не заметно, настолько все время было насыщено событиями.
В позиции на диаграмме у чёрных не хватает качества и пешки. При этом их фигуры стоят настолько активно и на своих местах, в противовес ситуации в белых войсках, что этого вполне достаточно для выигрыша.
Простенькая, но вместе с тем симпатичная позиция предлагается в этот раз для решения в режиме "с листа", без доски и программ. У белых не хватает лёгкой фигуры. Сдвоенные ладьи чёрных прицелились к самому слабому "кирпичу" в защитной стене королевского замка, пункту "f2". Тем не менее, встречные аргументы белых, какими бы они не казались по началу, значительно перевешивают предполагаемые наскоки тяжёлых фигур "тёмных сил".
В позиции на диаграмме у чёрных две лишних пешки, но их король застрял в центре. При этом у белых ферзевый фланг, также отстал в развитии. Линии и центр за белыми, да и неудачное расположение чёрных фигур дают все основания провести быструю атаку.
В позиции на диаграмме совсем несложный вариант этюдного характера. Квалифицированный шахматист такие задания должен решать в течение одной минуты при первом взгляде на позицию. Симпатичный и совсем несложный эндшпиль.
В предлагаемой для поиска комбинации позиции у белых не хватает ферзя! А вместо него: ладья, конь и пешка. При этом их ставка верховного главнокомандующий находится под атакой тяжёлых фигур чёрных. Тем не менее, две нацеленные ладьи, конь, центральная проходная — дают основания с оптимизмом смотреть в будущее. Как обычно, при взаимных атаках, решает очерёдность хода.
В позиции на диаграмме первый ход чёрных очевиден. Тяжёлая бронетехника обеих сторон сцепилась в центре доски в мёртвой схватке. И там преимущество чёрных не столь очевидно. Но с учётом последующего эффектного разящего удара, очевидность вступления к комбинации несколько сглаживается её красотой.
В позиции на диаграмме белые пожертвовали лёгкую фигуру за атаку. Хотя материальная компенсация в виде трёх пешек за фигуру, всё же имеется. Правда, чёрные, напав на коня, имеют стойкое желание это количество белых пешек немного приуменьшить. Что никак не должно сказаться на продолжении атаки белых, которая при застрявшем в центре чёрном короле выглядит довольно угрожающе и со временем, должна перерасти в нечто большее, чем просто красивая атака.
У чёрных не хватает двух пешек. Но они атакуют и в своём нелёгком и упорном труде весьма преуспели. Взлом вражеской позиции напоминает ситуацию одного из предыдущих заданий в облегчённом варианте. И, несмотря на очевидность последующей комбинации, в деталях возникающих вариантов следует быть внимательней.
Сегодня у нас на диаграмме совсем не сложный этюд. Точнее так же, как и раньше позиция из реальной партии, но этюдного характера. Из особенностей: необычное соотношение материала. Белые играют с ферзём за две лёгкие фигуры и три пешки. По номиналу, без учёта позиции, соотношение материала примерно плюс-минус соответствует. Но, как и всегда, решает, прежде всего, очерёдность хода и неудачное расположение короля, в данном случае чёрного. Также следует помнить: все позиции я демонстрирую исключительно со стороны белых, то есть чёрные идут вниз.
В представленной на диаграмме позиции у чёрных две лишние связанные проходные пешки, поддерживаемые дальнобойными слонами и ферзём. А одной из этих пешек остался сделать только один шаг, чтобы превратиться в сильнейшую шахматную фигуру. На этом фоне расположение белых фигур, с их двумя конями, выглядело бы крайне неубедительно, если бы не одно "но": неудачная позиция чёрного монарха. Естественно, белые не могли не воспользоваться таким подарком судьбы, быстро соорудив блестящую шахматную комбинацию.
Положение о проведении детского фестиваля «Юные звёзды» по быстрым шахматам, посвящённого 63-ой годовщине первого полёта человека в космос имени Героя России космонавта-испытателя Токарева Валерия Ивановича