Эти идеи могут встречаться как в игре белых, так и в игре черных.
Следующие 4 группы - вечная угроза осуществить какую-либо идею:
В1. Вечная угроза мата.
В2. Вечная угроза пата.
В3. Вечная угроза выигрыша фигуры.
В4. Вечная угроза активизации фигуры.
В то же время и белые и черные могут не допустить осуществления какой-либо угрозы противником, т.е. мы получаем еще 4 группы:
Н1. Недопущение мата.
Н2. Недопущение пата.
Н3. Недопущение выигрыша фигуры.
Н4. Недопущение активизации фигуры.
Разумеется, в большинстве этюдов присутствует несколько идей, все они должны быть перечислены сначала за белых, а потом за черных (через точку), так, например, в известном Этюде Сааведры запись идей будет выглядеть так: 4.Н2-2, т.е. белые проводят пешку и не допускают игру черных на пат.
Как мне кажется, каждый этюд можно снабдить неким индексом, выражающим набор идей, заложенных в игре обеих сторон.
Какие будут предложения ещё? _________________ Светить всегда! Светить везде!
Девиз Мой! ...и солнца...
Зарегистрирован: 31.08.2007 Сообщения: 309 Откуда: Москва
Добавлено: Сб Сен 15, 2007 17:12 Заголовок сообщения:
1) Если я не ошибаюсь, Н.Д.Григорьев (мастер и известный этюдист) ввел термин "поля соответствия" и создал на эту тему ряд пешечных этюдов. Мне кажется, в предложенной классификации им не нашлось места. Поля соответствия играют роль в пешечных окончаниях с фиксированной пешечной конфигурацией, где игра сводится к точному маневрированию королей по этим полям.
2) Не очень понятна категория "активизация фигуры". Возможно, вышеуказанная тематика туда попадает.
3) Есть еще темы построения крепости, проведения пешки в ферзи или чего-нибудь послабее.
Добавлено: Вс Сен 16, 2007 20:16 Заголовок сообщения:
Геннадий Токмачев писал(а):
1) Если я не ошибаюсь, Н.Д.Григорьев (мастер и известный этюдист) ввел термин "поля соответствия" и создал на эту тему ряд пешечных этюдов. Поля соответствия играют роль в пешечных окончаниях с фиксированной пешечной конфигурацией, где игра сводится к точному маневрированию королей по этим полям.
.
Не только в пешечнике.
Есть ряд позиций, где соответствие фигур имеет большое значение.
Скажем, следущий этюд:
A.Мандлер, 1924.
Б) Кa4, Bf7, p. a3, b5
Ч) Кc3, Ne7, p. b6.
Геннадий Токмачев писал(а):
2) Не очень понятна категория "активизация фигуры".
Классификация этюдов, как и любая другая классификация, - штука непростая. Как приведенный Вами, уважаемый LESUS, метод Бондаренко, так и метод Каспаряна (строго по материалу) приводят к попаданию в один и тот же раздел (группу, тему) этюдов, которые не имеют между собой ничего общего, кроме конечной цели (или материала). Нормальному любителю этюдов (например, мне) хотелось бы найти этюд (или группу этюдов) исходя из темы, либо из соотношения сил, а лучше того и другого. Примеры: мат одним конём (конечная позиция); ладья с пешкой против ладьи с пешкой (материал); перекрытие Новотного, блокада (темы).
Сам давно пытаюсь что-либо поискать в этом направлении, но успехов - ZERO. Видимо, не хватает Менделеевской гениальности (вспомните таблицу элементов). _________________ ...
И оказаться ближе к цели
Поможет свет в конце туннеля!
Ещё более актуальна классификация по приёмам и тактическим темам.
В общем виде её нет, но есть целая толпа этюдов, гуляющих из задачника в задачник в главах "перекрытие", "связка", "батарея", и т.п.
Скажем, большинство этюдов Ринка с материалом С+К+К, С+С+К, С+С+Л, С+К+Л, К+К+Л - против ферзя, - хороши для тренировки:
а) всяческих вилок, сквозных ударов, привлечения, завлечения;
б) навыков взаимодействия лёгких фигур и просто малых сил;
в) умению играть без ферзя(очень нужное качество! - по опыту игр блиц после зевков ). _________________ Светить всегда! Светить везде!
Девиз Мой! ...и солнца...
Строго говоря, метод классификации этюдов, разработанный Ф. С. Бондаренко, автор так и назвал - "классификация по стратегическим идеям". Основа этого метода - перечень стратегических идей, предлагаемых автором метода для базирования собственно этюдов - состоит не из 12, как у Вас в сообщении от 13.09.07, а из 100 позиций. Тактические же темы и приёмы, как производные от стратегии, фиксируются им в каждой стратегической идее отдельно. Сам автор признаёт, что такой метод очень удобен именно для шахматного композитора.
Шахматисту же практику, с моей точки зрения, естественней пользоваться методом Г. М. Каспаряна, у которого все этюды, составленные, например, на тему борьбы двух коней против ферзя, собраны в одном месте.
А вот тактической классификации в чистом виде действительно пока не существует. _________________ ...
И оказаться ближе к цели
Поможет свет в конце туннеля!
Неожиданно наткнулся на цитату из моего сайта (никаких претензий), писал это лет пять назад (немножко рад - значит меня читают!), писалось это под влиянием двух источников - Ф.Бондаренко (это его идеи), и книги Миронова "Размышления любителя ..." - его идея о том, чтобы каждый этюд снабдить индексом (и т.д.) для быстрого поиска. Имея дело с компьютерами загорелся этой идеей. С тех пор много утекло и:
1.Видел базы данных (этюдных), где легко делать поиск и по автору, и по материалу и т.д. - здорово.
2.По темам там тоже есть некоторые попытки деления, но я понял, что ничего тут не сделаешь, да и не имеет это смысла.
Классификация убивает искусство. _________________ Истина!
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах